Л.И. Божович высказала мнение, что кризис подросткового возраста проходит более остро и длительно по сравнению с другими возрастными кризисами, является переломным в онтогенетическом формировании ребенка. Одной из особенностей этого периода является личностная нестабильность, которая проявляется прежде всего в эмоциональной лабильности, связанной с бурным физическим ростом и физиологическими изменениями подростков. Личностная нестабильность проявляется и в нравственной неустойчивости: нормы морали пока остаются для подростков чем-то внешним, и большинство подростков следует им для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей. Таким образом, необходимость найти для воспитанников подросткового возраста по-настоящему значимых для них взрослых – важная и трудная задача, реализуемая по средствам нашей практики.
Cогласно Л. В. Мардахаеву (прим. доктор педагогических наук, профессор.), «при помощи целенаправленного, длительного воспитательного воздействия семьи на подростка у последнего происходит формирование социально значимых качеств личности (например, социальная ответственность, склонность к сотрудничеству, трудолюбие и др.), положительных привычек (например, соблюдение чистоты и порядка, пунктуальность, здоровый образ жизни), а также правил поведения в социуме (вежливость, уважение к старшим, готовность прийти на помощь и др.)». Благодаря этому у подростка развивается нравственное сознание и чувство социальной ответственности, он начинает понимать необходимость выполнения правил и требований.