• Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, в том числе, дети подросткового возраста и (или) с ОВЗ.
  • Приоритетной является модель подбора «семьи под потребности ребенка», а не «ребенка под семью».
  • Учет индивидуально-личностных особенностей подростка, особенностей его жизненной истории и травматизации.
  • Создание безопасной, доверительной атмосферы от момента подачи заявки кандидата и в процессе работы с созданной профессиональной замещающей семьей.
  • Разделение ответственности за результат – профессиональный родитель не объект деятельности, а часть команды специалистов.
Организация
Бюджетное учреждение социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Вологодской области «Череповецкий центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Наши дети»

Краткое описание практики

Как называется практика?

«Профессиональная замещающая семья для подростка»

Где проходила реализация практики (страны, регионы, города, сёла и пр.)?

Вологодская область, г. Череповец, г. Великий Устюг (проживает одна профессиональная семья)

Краткая аннотация практики

Главной целью практики является подготовка и сопровождение профессиональных приёмных родителей, способных обеспечить семейное воспитание несовершеннолетних, входящих в группу детей, трудно устраиваемых в семью (подростку 15-17 лет). В основу положена идея ранней профилактики рисков «вторичного сиротства». Практика включает оказание срочной помощи в кризисной ситуации, психолого-педагогической поддержки в процессе поиска семейных и личных ресурсов для профилактики и преодоления проблем в отношениях детей и приемных родителей.

Основные группы благополучателей практики
  • Кандидаты в профессиональные замещающие родители
  • Профессиональные замещающие родители
  • Воспитанники центра помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
  • Подростки в действующих профессиональных замещающих семьях
Проблемы и потребности благополучателей
Целевая группа Проблемы благополучателей данной целевой группы
Кандидаты в профессиональные замещающие родители Граждане, выразившие желание принять в семью подростка-воспитанника организации для детей-сирот, готовые к оказанию помощи воспитанникам, в том числе с ограниченными возможностями здоровья при подготовке их к самостоятельной жизни, профессиональному определению, нуждающиеся в повышении уровня знаний в области возрастной и коррекционной педагогики, специальной психологии, а также в формировании мотивации для выполнения поставленных перед ними задач
Профессиональные замещающие родители Граждане, прошедшие специальную подготовку и получившие статус профессионального приемного родителя, принявшие на воспитание в семью подростка в возрасте 15-17 лет, обладающие специальными знаниями об особенностях воспитания детей-сирот «группы риска» и детей с ОВЗ.

Профессиональные родители, это, прежде всего члены профессиональной команды центра, мотивированные и готовые к решению проблем подросткового периода, подготовки детей подросткового возраста к самостоятельной жизни, формирования у них продуктивных моделей семьи и адекватного профориентационного выбора. Обладающие профессиональными родительскими компетенциями и способные обеспечить реабилитацию и безопасность подростка, принятого в семью. Вместе с тем, им необходима поддержка и сопровождение в сложных ситуациях в т.ч. (кризисных ).

Воспитанники центра помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в возрасте 15-17 лет Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родители в возрасте 15-17 лет, из категории «трудноустриваемых»:

· Дети-подростки, из числа детей «Группы риска», имеющие нарушения в психическом, физическом и эмоциональном развитии, проблемы со здоровьем (психическим, соматическим, физическим), педагогическую запущенность, проявление агрессивного поведения, склонность к бродяжничеству, употреблению ПАВ, трудности коммуникации, нарушения привязанности, недоверчивость, несформированность социальных навыков,

· Дети-подростки, имеющие опыт возврата из замещающих семей, наличие травматического опыта (наличие негативного опыта проживания в семье

· Дети-инвалиды, дети – подростки с ограниченными возможностями здоровья

Подростки в действующих профессиональных замещающих семьях У подростков от 15 до 18 лет, принятых на воспитание в семью присутствуют: непринятие правил, границ, непонимание семейных ролей и своей роли в семье, отсутствуют конструктивные способы саморегуляция поведения, преобладают деструктивные жизненные стратегии. Снижен психоэмоциональный фон настроения. Часть детей подросткового возраста центра помощи детям имеют опыт возврата из замещающих семей, что негативным образом сказывается на процессе адаптации, установления доверительных отношений с взрослыми, в том числе с новыми замещающими родителями.
Социальные результаты практики
Группа благополучателей Проблемы / потребности благополучателей Планируемые позитивные изменения в ситуации благополучателей (социальные результаты практики)
Кандидаты в профессиональные замещающие родители Проблема

отсутствие специальной подготовки для приема в семью ребенка, имеющего указанные особенности

Социальный результат 1

Повышение родительской компетенции в области воспитания детей подросткового возраста и детей с ОВЗ, приобретение статуса профессиональной замещающей семьи.

Группа

Профессиональные замещающие родители

Проблема

родительское выгорание при воспитании подростка, связанное с трудностями в решении проблем, которые демонстрирует подросток, принятый в семью

Социальный результат 2

Снижение риска возвратов из профессиональной замещающей семьи.

Воспитанники центра помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в возрасте 15-17 лет Проблема

Наличие негативного опыта жизни в семье (или его отсутствие) ограниченные возможности здоровья, (прежде всего, связанные с психическими расстройствами), желание уйти из-под опеки

Социальный результат 3.

Увеличение числа подростков, переданных на семейные формы устройства в профессиональную приемную семью

Подростки, воспитывающиеся в профессиональной замещающей семье Проблема

трудности при переходе из центра в профессиональную приемную семью: несоответствие представлений и требований, неконструктивные способы поведения, сложности в формировании детско-родительских отношений

Социальный результат 4

Развитие у детей социальных навыков и готовности к самостоятельной жизни.

Деятельность в рамках практики
Социальный результат За счет каких действий происходит достижение социальных результатов
Социальный результат1.

Повышение родительских компетенций в области воспитания детей подросткового возраста и детей с ОВЗ, приобретение статуса профессиональной замещающей семьи.

1. Обучение по программе подготовки профессиональных замещающих родителей.

2. Консультации специалистов (психолога, специалиста по социальной работе) по вопросам адаптации, нарушенной привязанности, употребления ПАВ и др. (Приложение 1)

3. Информационно-просветительская деятельность: издание и распространение памяток и буклетов в помощь приемным родителям, воспитывающим подростков; функционирование группы «Клуб приемных родителей» в социальной сети ВКонтакте.

4. Входящая диагностика кандидатов, включающая анализ мотивов, рисков и ресурсов потенциальной профессиональной замещающей семьи.

5. Наблюдение за кандидатом в процессе прохождения обучения, на разных этапах от заявления о решении стать замещающим родителем до момента знакомства и взаимодействия с ребенком.

Социальный результат 2.

Снижение риска возвратов из профессиональной замещающей семьи.

1. Согласование кандидатуры профессионального родителя с отделом опеки и попечительства мэрии города Череповца: представление характеристики, ходатайства.

2. Сопровождение профессиональной замещающей семьи специалистами Центра: куратором, психологом.

3. Диагностика, направленная на выявление наличия факторов выгорания.

4. Консультации, включающие в себя теорию по профилактике родительского выгорания, а также конкретные упражнения и техники, подобранные в соответствии с выявленными рисками.

Социальный результат 3.

Увеличение числа подростков, переданных на семейные формы устройства в профессиональную приемную семью.

1. Реализация программы подготовки воспитанников к переходу в замещающую семью

2. Реализация технологии «наставничество» с участием профессионального родителя и воспитанника.

3. Организация временной передачи на выходные, праздничные и каникулярные дни как предварительный этап перед принятием решения о приеме ребенка под опеку.

Социальный результат 4

Развитие у детей социальных навыков и готовности к самостоятельной жизни.

Система сопровождения профессиональных замещающих семей через:

· реализацию проекта «Особое родительство» БФ «Дорога к дому»,

· работу специалистов Центра (куратор, педагог-психолог, психолог, юрисконсульт).

Механизм воздействия практики: за счет чего достигаются изменения в ситуации благополучателей?

Изменения в ситуации благополучателей достигаются благодаря организации системной работы по направлениям:

  1. Подготовка кандидатов в профессиональные родители предполагает освоение Программы кандидатами в профессиональные родители, направленной на повышение мотивации и родительской компетентности, в том числе в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. На этапе подготовки кандидатов в профессиональные замещающие родители особое внимание уделяется содержанию обучения, которое обеспечивает будущих профессиональных родителей специальными знаниями в области возрастной и специальной психологии, коррекционной педагогики, формирует у них психологическую готовность решать проблемы подросткового периода, профессионального определения, подготовки детей подросткового возраста к самостоятельной жизни, в том числе, формирования у них социально-бытовых навыков, формирования социально-одобряемых форм поведения и др.

Вместе с тем, на этапе подготовки кандидатов в профессиональные замещающие родители определяется воспитательный потенциал будущих профессиональных родителей, «ресурсность» семьи, психологическая совместимость ребенка и родителей, что обеспечивает положительный результат практики (Приложение 2).

  1. Подготовка воспитанников к жизни в семье – одно из важнейших направлений работы, обеспечивающее положительные изменения у данной группы благополучателей. Подготовка воспитанников осуществляется как посредством включения воспитанника в реализацию дополнительной обшеобразовательной программы «Три С» (Стать Счастливым и Самостоятельным) направленной на подготовку к самостоятельной жизни (жизни в семье) https://centr-nashi-deti.gov35.ru/images/documents/metod_obespechenie/soderzhanie_uchebnogo_plana_modul_1_Podgotovka_vospitannikov_k_zhizni_v_semye.doc, так и в индивидуальной работе специалистов с ребенком (педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинскими работниками и др). Уместным и эффективным в данном направлении является использование в работе с ребенком технологии "Книга жизни"https://drive.google.com/file/d/1gMPu-zw8R9k9fOMcEdrBeglDjR4u97KX/view?usp=sharing
  1. Сопровождение и поддержка профессиональной приемной семьи – одно из важнейших направлений, позволяющее:
  • специалистам центра и кураторам своевременно выявлять проблемы семьи и оказывать срочную помощь в кризисной ситуации,
  • оказывать психолого-педагогическую поддержку в процессе поиска семейных и личных ресурсов для профилактики и преодоления проблем в отношениях детей и приемных родителей
Показатели социальных результатов практики
Социальный результат Показатель
Социальный результат 1

Повышение родительской компетентности в области воспитания детей подросткового возраста и детей с ОВЗ, приобретение статуса профессиональной замещающей семьи.

Показатель 1.1.

Доля кандидатов, из числа прошедших обучение, создавших профессиональную замещающую семью.

Социальный результат 2

Снижение риска возвратов из профессиональной замещающей семьи.

Показатель 2.1.

Доля подростков, фактически сохраненных в профессиональной замещающей семье.

Социальный результат 3

Увеличение числа подростков, переданных на семейные формы устройства в профессиональную приемную семью.

Показатель 3.1.

Количество подростков, устроенных в профессиональные замещающие семьи.

Социальный результат 4

Развитие у детей социальных навыков и готовности к самостоятельной жизни.

Показатель 4.1.

Количество подростков, воспитывающихся в профессиональных семьях, которые приобрели новые бытовые навыки.

Показатель 4.2.

Количество подростков, воспитывающихся в профессиональных семьях, улучшивших межличностное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Регламентированность практики

В каких материалах представлено полное описание практики?

Описание Практики «Профессиональная замещающая семья для подростка» размещается в методических материалах на сайте БФ «Дорога к дому» г. Череповец

Какой минимальной базовой и дополнительной профессиональной подготовкой должны обладать исполнители практики?

Специалисты, участвующие в реализации практики, должны:

  • иметь навыки работы с детьми-сиротами и замещающими родителями;
  • обладать знаниями основных инструментов диагностики, регламентов работы с замещающими семьями;
  • своевременно выявлять и анализировать информацию о социальной ситуации в профессиональной замещающей семье
  • владеть современными социально-реабилитационными технологиями для своевременного оказания специальной помощи при выявлении кризисных ситуаций

Специалисты, участвующие в реализации практики обязаны:

не менее, чем один раз в два года проходить обучение по дополнительным образовательным программам (в соответствии с Порядком организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшихся без попечения родителей, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 13 марта 2015 г. № 235).

Имеется ли методическое обеспечение профессиональных образовательных программ для специалистов?

Для реализации практики в учреждении имеется следующее методическое обеспечение:

https://drive.google.com/file/d/1zFz9uVuBAmEHSrhftt0R8N9ssYpyVA-1/view?usp=sharing

Описание технологии социальной работы «Оказание помощи семьям, испытывающим трудности в воспитании приемного ребенка». Формуляр утвержден решением экспертного совета по экспериментальной и инновационной деятельности Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 14.12.2018 г. (размещен на сайте Департамента социальной защиты населения Вологодской области)

Обоснованность практики

Каким образом практика обоснована с точки зрения интересов и потребностей благополучателей?

Потребности благополучателей определяются на основании:

  • анализа запросов подростков-воспитанников учреждения (Приложение 5)
  • устных запросов профессиональных родителей на работу,
  • результатов диагностических исследований подростков, проживающих в профессиональных семьях,
  • основании опыта работы специалистов организации с воспитанниками, кандидатами и замещающими семьями. Перед началом работы с кандидатами проводится анкетирование (Приложение 6) для выявления возможных трудностей еще на этапе планирования семьи. Так же анкетирование проводится в конце работы для получения обратной связи и актуальности проведенной работы, а также для определения необходимости и фокусов дальнейшей работы с семьей.
Какие есть данные, подтверждающие обоснованность применения практики с точки зрения профессионального опыта и экспертизы?

Профессиональная экспертная оценка была проведена в рамках реализации комплекса мер Вологодской области «Вы не одни» при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в 2020 году.

Какие научные теории, результаты научных или прикладных исследований подтверждают обоснованность применения практики для благополучателей практики?

Л.И. Божович высказала мнение, что кризис подросткового возраста проходит более остро и длительно по сравнению с другими возрастными кризисами, является переломным в онтогенетическом формировании ребенка. Одной из особенностей этого периода является личностная нестабильность, которая проявляется прежде всего в эмоциональной лабильности, связанной с бурным физическим ростом и физиологическими изменениями подростков. Личностная нестабильность проявляется и в нравственной неустойчивости: нормы морали пока остаются для подростков чем-то внешним, и большинство подростков следует им для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей. Таким образом, необходимость найти для воспитанников подросткового возраста по-настоящему значимых для них взрослых – важная и трудная задача, реализуемая по средствам нашей практики.

Cогласно Л. В. Мардахаеву (прим. доктор педагогических наук, профессор.), «при помощи целенаправленного, длительного воспитательного воздействия семьи на подростка у последнего происходит формирование социально значимых качеств личности (например, социальная ответственность, склонность к сотрудничеству, трудолюбие и др.), положительных привычек (например, соблюдение чистоты и порядка, пунктуальность, здоровый образ жизни), а также правил поведения в социуме (вежливость, уважение к старшим, готовность прийти на помощь и др.)». Благодаря этому у подростка развивается нравственное сознание и чувство социальной ответственности, он начинает понимать необходимость выполнения правил и требований.

Данные о достижении социальных результатов и влиянии практики

  • Социальный результат 1. Повышение родительских компетенций в области воспитания детей подросткового возраста и детей с ОВЗ, приобретение статуса профессиональной замещающей семьи
  • Социальный результат 2. Снижение риска возвратов из профессиональной замещающей семьи.
  • Социальный результат 3. Увеличение числа подростков, переданных на семейные формы устройства в профессиональную приемную семью.
  • Социальный результат 4. Развитие у детей социальных навыков и готовности к самостоятельной жизни.
Подпишитесь на рассылку

И раз в неделю мы будем отправлять вам новости фонда

Или подпишитесь на наш Телеграм-канал

Перейти на канал