• Индивидуальный подход к решению проблем и ведение случая

При выявлении нуждаемости ЛЧДС и определении имеющихся у выпускников потребностей в социальных услугах с учетом их индивидуальных потребностей, осуществлении социального сопровождения разработаны и реализуются индивидуальные программы социального сопровождения каждого выпускника. В программу включены социально-психологические, социально-педагогический, социально-правовые, социально-трудовые услуги.

При составлении индивидуальных программ, работа специалистов в рамках программ построена на принципах индивидуального подхода, комплексного решения проблем выпускника, переориентации иждивенческой психологии на стремлении справиться с жизненными проблемами собственными силами, адекватной реакции на ситуацию, в которой находится выпускник, на ориентации на социально-ценностные отношения.

  • Ценность построения долгосрочных отношений

Одним из ключевых этапов практики является построение долгосрочных отношений с будущими выпускниками «Центров содействия семейному воспитанию». В ходе реализации всех этапов проекта «выпускник» принимается на социальное сопровождение отделения ГБУСОН «ЦСПСиД «Аист», включается в работу группы «Актив» и реализует себя как успешный социально адаптированный «молодой взрослый».

  • Передача наработанного опыта (открытость проекта и готовность к взаимодействию и сотрудничеству)

Специалисты центра готовы к общению по реализации практики с другими организациями, оказывают методическую поддержку тем, кто в свою работу внедряет элементы практики «Как научиться просто жить», сами в процессе работы регулярно повышают свою профессиональную компетентность, делятся наработанным опытом.

Успешная социализация и адаптация выпускников к самостоятельной жизни, преодоление трудностей после выпуска из центров содействию семейному воспитанию, приобретение навыков в обслуживании себя, разумное использование своими материальными возможностями, повышение мотивации к учебе и работе, умение выстраивать социальные контакты, направленные на создание семейной ячейки. Налаживание бытовых условий самостоятельного проживания, разумное ведение хозяйства, организация свободного времени.

Организация
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной помощи семье и детям пушкинского района «Аист»

Краткое описание практики

Как называется практика?

«Как научиться просто жить»

Где проходила реализация практики (страны, регионы, города, сёла и пр.)?

Реализация проекта была осуществлена в Санкт-Петербурге.

Краткая аннотация практики

Основная задача практики – развитие действенных механизмов социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, в отношении которых прекращена опека (попечительство) в замещающей семье. Социальная адаптация выпускников через развитие работы группы «Актив» и построение взаимодействия с будущими выпускниками по принципу «равный-равному».

С каждым Центром содействия семейного воспитания (далее – ЦССВ) проводятся циклические занятия: встречи группы «Актив» в ЦССВ, занятия по социальной адаптации в Социальной гостиной отделения Центра «Аист», встречи в рамках посещения квартир адаптированных выпускников из группы «Актив». Как правило, на первом этапе при посещении ЦССВ участвует больше детей, а на занятия в Центр приезжают только заинтересованные будущие выпускники.

После получения выпускниками жилья в Пушкинском районе с ними проводится индивидуальная работа специалистов по социальной работе исходя из потребностей и запросов, и в соответствии с планом, который включает в себя проведение консультаций по социальным вопросам, проведение занятий по развитию социально-бытовых навыков с помощью игротеки, проведение тренингов по социальной адаптации, по повышению коммуникативных навыков и коммуникативной культуры.

Основные группы благополучателей практики
  • Подростки (замещающие семьи), готовящиеся к получению жилого помещения и самостоятельному проживанию в возрасте от 15 до 18 лет Пушкинского района
  • Подростки (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываемые в детских учреждениях) готовящиеся к получению жилого помещения и самостоятельному проживанию ЦССВ Санкт-Петербурга
  • «Выпускники»: дети в возрасте от 18 до 23 лет – выпускники детских учреждений; дети, в отношении которых прекращена опека (попечительство) в замещающей семье, уже получившие жилое помещение в Пушкинском районе
Проблемы и потребности благополучателей
Целевая группа Проблемы благополучателей данной целевой группы
«Выпускники»: лица из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет – выпускники детских учреждений, лица, в отношении которых прекращена опека (попечительство) в замещающей семье Неспособность к освоению нового жизненного пространства, низкие трудовые и коммуникативные навыки, неспособность к налаживанию социальных контактов, отсутствие положительного опыта в семейной жизни и справедливого распределения обязанностей в семье, разумного ведения хозяйства.

Выпускники имеют несформированную эмоционально-волевую сферу, потребительское отношение к жизни и окружению, безразличие к происходящему, низкую мотивацию к сотрудничеству, несформированность социальных навыков, отсутствие позитивных социальных связей, и не осознают потребности в получении поддержки и помощи со стороны специалистов.

Подростки (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываемые в детских учреждениях) Отсутствие понимания самостоятельной жизни (ребята не имеют возможности автономного самостоятельного проживания в отдельном жилом помещении, налаживания и обустройства бытовых условий, составления и ведения бюджета; наличие тренировочных квартир в «Центрах содействия семейного воспитания» не дает понимания и реализации самостоятельного проживания со всеми вытекающими последствиями).

Ребята не имеют планировать и видеть свое ближайшее будущее, в соответствии правовых подходов по реализации своих прав и обязанностей, информированности об организациях, компетентных в решении вопросов трудоустройства, жилищных и других социальных вопросах.

Подростки (замещающие семьи) Недостаточность способности к освоению нового жизненного пространства, способности к налаживанию социальных контактов, трудовых и коммуникативных навыков.

Наблюдается тенденция чрезмерной опеки, контроля действий со стороны опекунов(замещающих семей), что влечет за собой трудности в самостоятельном проживании и решении возникающих проблем.

Социальные результаты практики
Группа благополучателей Проблемы / потребности благополучателей Планируемые позитивные изменения в ситуации благополучателей (социальные результаты практики)
«Выпускники»: лица из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет – выпускники детских учреждений, лица, в отношении которых прекращена опека (попечительство) в замещающей семье Рост уровня готовности лиц к самостоятельной жизни – они становятся полноценными гражданами, обеспечивающими благополучие собственного жизнеустройства, рост уровня готовности к самостоятельной жизни. Переход на самостоятельное жизнеобеспечение и выстраивание границ своего нового жизненного пути.

Формирование социальной ответственности; самостоятельная взаимная поддержка и помощь в адаптации

Специалисты в ходе практики оказывают комплексную помощь выпускникам «Центров содействия семейному воспитанию», делающим первые шаги во взрослую жизнь.

В ходе практики благополучатели достигают успехи в социально-бытовой адаптации; способны самостоятельно оформлять необходимые документы и/или восстанавливать утраченные; способны самостоятельно планировать свой бюджет; оплачивать коммунальные услуги; поступают в образовательные учреждения, самостоятельно трудоустраиваются; способны оформить полагающие им льготы и пособия; становятся наиболее психологически устойчивыми, и эмоционально уравновешенными.

Рост уровня готовности детей к самостоятельной жизни

Улучшение социально-бытовой адаптации.

Подростки (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываемые в детских учреждениях) Рост уровня готовности лиц к самостоятельной жизни – они становятся полноценными гражданами, обеспечивающими благополучие собственного жизнеустройства, рост уровня готовности к самостоятельной жизни. Переход на самостоятельное жизнеобеспечение и выстраивание границ своего нового жизненного пути.

Развитие навыков заботы о себе, развитие умения и навыков социального поведения, умение решать задачи в преодолении возникающих трудностей и проблем, понимание положительных моментов в необходимости получения профессионального образования, повышение уровня юридической грамотности.

Будущие выпускники «Центров содействия семейному воспитанию» приходят к понимаю, что успех их самостоятельной жизни во многом зависит от тесного сотрудничества со специалистами отделения помощи выпускникам центров помощи семье и детям, а также той помощи и поддержки, которую они могут получить на этапе выпуска из учреждения.

Подростки (замещающие семьи) Рост уровня готовности лиц к самостоятельной жизни – они становятся полноценными гражданами, обеспечивающими благополучие собственного жизнеустройства, рост уровня готовности к самостоятельной жизни.

В ходе реализации практики ребята выходят из «зоны комфорта», учатся самостоятельному жизнеобеспечению и выстраиванию границ своего нового жизненного пути.

Деятельность в рамках практики
Социальный результат За счет каких действий происходит достижение социальных результатов
Рост уровня готовности детей к самостоятельной жизни

Улучшение социально-бытовой адаптации.

1. Налаживание взаимодействия с будущими выпускниками (в возрасте от 17 лет);

2. Развитие деятельности уже сформированной группы адаптированных выпускников с активной жизненной позицией в возрасте от 18 до 23 лет (группы «Актив»), общающихся с будущими выпускниками с позиции «равный-равному».

Алгоритм действий по реализации практики:

1) Собрание группы «Актив» и специалистов по социальной работе (ежемесячно): – совместный выбор учреждения/приемной семьи, где состоится знакомство с будущими выпускниками; – выбор кандидата из числа участников группы «Актив» на поездку в учреждение/приемную семью совместно со специалистом по социальной работе центра; – согласование дат встреч с организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/приемными семьями;

2) Знакомство активистов с будущими выпускниками учреждения/приемной семьи (на территории организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/в приёмной семье);

3) Продолжение общения участников группы «Актив» и специалистов центра с выпускниками и будущими выпускниками в Пушкинском районе (на базе центра и партнёрских учреждений). Предлагаемые формы общения: – знакомство с центром и выпускниками, проживающими на территории Пушкинского района из числа группы «Актив»; – реализация программы по подготовке выпускников к самостоятельной жизни«, которая включает в себя следующие блоки: освоение нового жизненного пространства, налаживание социальных контактов, развитие коммуникативных навыков, повышение мотивации к труду, формирование активной жизненной позиции; – организация работы «социальной гостиной» на базе центра; – знакомство с информацией о районе проживания;

4) Приглашение будущих выпускников в гости к участникам группы «Актив» с целью знакомства с условиями проживания в предоставленных государством жилых помещениях, с положительными сторонами общения с организациями социального обслуживания;

5) Пополнение рядов группы «Актив» новыми членами.

Организация встреч группы «Актив» с будущими выпускниками центров содействия семейного воспитания, ознакомление с условиями самостоятельного проживания в жилых помещениях. Проведение практических занятий по получению квартир по договору найма специализированного жилого помещения, пошаговая знакомство с документами при подписании акта приема-передачи жилья. Передача практического опыта членов группы «Актив» в обустройстве жилых помещений, порядок взаимодействия с управляющими компаниями.

Механизм воздействия практики: за счет чего достигаются изменения в ситуации благополучателей?

Предпринятые нами действия обоснованы социально-психологическими особенностями целевой группы и теми проблемами, с которыми сталкиваются ЛЧДС на этапе самостоятельного проживания.

Подростки (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываемые в детских учреждениях): в ходе реализации практики работа с данной категорией благополучателей построена на установление контакта с ребятами, на построении дальнейшего долговременного диалога. Пройдя 3 этапа реализации практики (знакомство с членами группы «Актив» у себя в детском доме, выезд в «Социальную гостиную» на базе ГБУСОН «ЦСПСиД «Аист», посещение квартир членов группы «Актив») ребята осваивают основные правила получения жилого помещения, получают ответы на свои вопросы с позиции «равный-равному» от уже адаптированных выпускников, получают навыки представления своих интересов в социуме. Также они получают информацию об учреждениях, позволяющих получить помощь в районе проживания. Все это помогает прогнозировать и видеть качественные изменения: повышение уровня социализации подростка, улучшении его социально-бытовых навыков.

Выпускники: качественные изменения в жизни данной категории благополучателей достигаются с помощью сопровождения выпускника, основанного на индивидуально-ориентированном подходе, где выпускник включается в совместную со специалистами по разработке и реализации индивидуального плана, ориентированного на конкретные его потребности и дефициты. Взаимодействие и поддержка не критикующего специалиста в ходе домашнего визитирования и других форм работы способствует наращиванию ресурсов каждого выпускника, повышению социально-бытовых навыков, социализации в обществе и включении в группу «Актив».

Показатели социальных результатов практики
Социальный результат Показатель
Рост уровня готовности детей к самостоятельной жизни Количество детей, повысивших уровень знаний о своих правах и обязанностях
Количество детей, которые повысили свои коммуникативные навыки
Улучшение социально-бытовой адаптации Количество детей, повысивших уровень бытовых, трудовых навыков

Регламентированность практики

В каких материалах представлено полное описание практики?

В рабочей документации ГБУСОН «ЦСПСиД «Аист»:

-«Программа занятий по социальной адаптации лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 18 до 23 лет»;

-«Программа по социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, в отношении которых прекращена опека (попечительство) в замещающей семье в рамках проекта «Как научиться просто жить»»

-отчетная документация в рамках гранта «Курс на семью»

Приложение 1 Программа подготовки выпускников

https://disk.yandex.ru/i/fPBhExQZ0_phqQ

Приложение 2 Тренинг развития навыков коммуникации

https://disk.yandex.ru/i/YIvLecAgpUPJTw

Приложение 3 Статья про проект (см стр 110)

https://disk.yandex.ru/i/zw0btt-dfmpKgg

Приложение 10 Дерево результатов

https://disk.yandex.ru/i/JB1L9K8jRECyRw

Какой минимальной базовой и дополнительной профессиональной подготовкой должны обладать исполнители практики?

Руководитель проекта (практики) должен обладать организаторскими способностями, аналитическими способностями, уметь вести коммуникацию с людьми, руководитель проекта координирует все проектные процессы.

Специалист по социальной работе должен иметь профильное образование, а также в работе с ЛЧДС специалисту требуется большое мастерство, опыт, изобретательность, умение построить доверительные отношения с благополучателем. В дополнении специалист по социальной работе должен быть многопрофильным и компетентным, обладать профессиональными знаниями в разных областях: современного законодательства, социальной работы, педагогики и психологии, конфликтологии, он должен в высокой степени обладать профессиональными умениями.

Психолог должен иметь профильное образование, регулярно повышать свой уровень компетенций, обладать высокой стрессоустойчивостью.

Имеется ли методическое обеспечение профессиональных образовательных программ для специалистов?

Профессиональных образовательных программ нет, но специалисты практики регулярно (1 раз в 5 лет) проходят курсы повышения квалификации объемом не менее 72 часов по профессиональной деятельности, а также (не менее 1 раза в квартал) проходят дополнительное обучение (вебинары, семинары, конференции) для повышения своей квалификации. Психолог проекта 2-3 раза в год выступает докладчиком на обучающих семинарах, проводимых в районе, для различных категорий слушателей (учителя, социальные педагоги, специалисты по социальной работе).

Дополнительно, после победы в конкурсе «Курс на семью» в 2018 году БФ Елены и Геннадия Тимченко команда проекта проходит различные вебинары и курсы от различных НКО: Сообщество помогающих специалистов БФ Рауль, Вебинары БФ Тимченко и Фонда Президентских грантов и прочее. В ходе этой работы рассматриваются темы психологической направленности, происходит обучение социальной работе, социальному проектированию, командообразованию.

Обоснованность практики

Каким образом практика обоснована с точки зрения интересов и потребностей благополучателей?

Подростки (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываемые в детских учреждениях): недостаток практических навыков на границе выпуска из учреждения.

«Выпускники»: лица из числа детей-сирот в возрасте от 18 до 23 лет – выпускники детских учреждений, лица, в отношении которых прекращена опека (попечительство) в замещающей семье: Потребность в формировании навыка ведения домашнего хозяйства, рационального использования денежных средств. Потребность в расширении сферы коммуникации. Потребность в развитии навыков, необходимых для адаптации выпускника к самостоятельной жизни.

Какие есть данные, подтверждающие обоснованность применения практики с точки зрения профессионального опыта и экспертизы?

Из опыта работы с ребятами после выпуска из ЦССВ мы видим, как им становится трудно; они стараются разобраться в себе, определить свой жизненный путь, ищут поддержки, помощи. В каждом районе Санкт-Петербурга успешно работают отделения по сопровождению лиц из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, созданные в Центрах социальной по­мощи семье и детям. В Пушкинском районе Санкт-Петербурга такое отделение работает с 2013 года. В Центре специально была разработана трёхступенчатая система социального сопровождения, которая успешно реализуется.

В Пушкинском районе проживает более 400 лиц из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей. Многие молодые люди тесно сотрудничают со специалистами, получают помощь и поддержку для успешной социализации. Проанализировав работу, поняли, что ребят везде окружают взрослые-воспитатели, наставники, специалисты, которые учат, советуют, наставляют. А информация легче усваивается на примере адаптированных ровесников. И, чтобы создать новую модель работы в учреждении, мы начали с 2018 года реализовывать в учреждении проект «Как научиться просто жить», основанный на принципе «равный – равному», когда успешные, хорошо адаптированные в жизни выпускники совместно со специалистом по социальной работе посещают будущих выпускников ещё на этапе их проживания в ЦССВ.

Какие научные теории, результаты научных или прикладных исследований подтверждают обоснованность применения практики для благополучателей практики?

Концепция М. Селигмана «Выученная беспомощность». Наблюдая за реакцией собак, Мартин Селигман провел аналогию с поведением человека: после серии неудач, следующих одна за другой, люди становятся беспомощными и не предпринимают попыток изменить жизненную ситуацию. Последующие исследования в области психологии человеческих отношений подтвердили существование этого феномена у людей. Дети-сироты часто демонстрируют убеждение, что они не могут влиять на этот мир, менять его.

Данные о достижении социальных результатов и влиянии практики

  • Социальный результат 1. Рост уровня готовности детей к самостоятельной жизни
  • Социальный результат 2. Улучшение социально-бытовой адаптации.
Подпишитесь на рассылку

И раз в неделю мы будем отправлять вам новости фонда

Или подпишитесь на наш Телеграм-канал

Перейти на канал