На основе современных концепций личности сформировался основной и главный метод современной социальной работы – метод «Управление случаем клиента» (метод ведения дела, кейсворк, кейс-менеджмент), который является основой представленной практики. Так как кейс-менеджмент
является междисциплинарной технологией, он включает принципы и методы
работы различных практических моделей. Вот некоторые из них (Приложение 14. «Методическое пособие по кейс-менеджменту»):
- «Метод решения проблемы» (разработан американским теоретиком Хелен
Перлман в 1950–1970-х годах на основе психодинамических теорий). Он сосредоточивается на том, чтобы понять, каким образом человек решает стоящие перед ним психологические проблемы, и провести клиента по следующим этапам осознания:
– клиент должен осознать и увидеть, что у него есть психологическая проблема
(в большинстве случаев человек этого не осознает);
– рационально осмыслить и понять факты и причины, создающие проблему;
– сделать осознанный выбор в пользу того или иного способа решения
проблемы.
- «Психосоциальный метод» (предложен Флоренс Холлис). Сосредоточивается на диагностике и изучении личности с целью понять причины отклоняющегося или дезадаптивного поведения субъекта, воссоздать «историю болезни клиента» (в социальном смысле этого слова). Далее специалист социальной сферы предоставляет клиенту свою социально-психологическую помощь, включающую принятие и эмпатию, обсуждение чувств, внимание, подбадривание и поддержку, помощь в самопонимании и самоопределении.
Далее работник и клиент вместе работают над изменением ближайшей социальной среды клиента с целью удовлетворения его внутренних и внешних
потребностей.
- Метод «Центрирование на задаче» (предложен в 1970 году Ридоми Эпштейном): в его рамках взаимодействие между клиентом и работникомчетко структурировано, директивно и ограничено во времени. Последовательные шаги взаимодействия специалиста социальной сферы и клиента предусматривают следующие действия: исследование специфики проблемы клиента, заключение контракта о совместном решении проблемы, планирование задачи и ее выполнение, достижение цели, урегулирование проблемы.
Определение состояния проблемы и точного выполнения задач являются главными составляющими успешного разрешения проблемы клиента.
- Метод «кризисного вмешательства» применятся с краткосрочной целью устранения опасной для жизни и здоровья клиента ситуации. Его основной целью является, во-первых, немедленное устранение опасных факторов, во-вторых, смягчение реакции на стрессовое событие посредством незамедлительного терапевтического воздействия. Далее применяются методы индивидуальной и групповой психолого-социальной коррекции, способствующие отреагированию негативных эмоциональных переживаний, активизации психологических ресурсов. Далее клиент вовлекается в группу поддержки, чтобы восстановить способность доверять другому человеку, преодолеть изоляцию.
- «Бихевиористский (поведенческий) подход» – коренится в работах Павловаи Скиннера о поведении животных и человека. Сосредоточивается на том,чтобы научить человека новым, конструктивным способам поведения взаменпрежних деструктивных или неэффективных. Эта цель достигается с помощьюобучения клиента двум наборам поведенческих техник:
– техники «как вести себя» (оперантное изменение поведения) включают позитивное и негативное стимулирование поведения; разделение сложного поведенческого комплекса на более простые элементы и их постепенное освоение; коррекция негативных последствий, формирование положительных стереотипов поведения, блокирование неблагоприятных стимулов;
– техники «как реагировать на окружение» (респондентное изменение поведения) включают рациональные дискуссии, поведенческие ролевые игры, обучение позитивному структурированию и моделям поведенческих представлений.
- «Эклектический метод», разработанный критически настроенным теоретиком
Джоэлем Фишером в 1970-х годах. Четыре главных компонента эклектического подхода:
– методики структурирования взаимодействия между клиентом и работником, такие как заключение контракта, установление ограничений, времени встреч, планирование и постановка целей;
– методики модификации поведения, включающие моделирование, подкрепление и систематическую десенсибилизацию (снятие страха и тревоги);
– когнитивные (познавательные) методики, нацеленные на коррекцию «ошибочного» хода мыслей;
– коренные условия помощи – эмпатия, теплота и искренность терапевта
«Экологический подход» предполагает улучшение взаимодействия человека и окружающей среды на основе позитивного взаимообмена. Человек и окружающая среда рассматриваются как взаимодополняющие системы, где человек имеет такую окружающую среду, которую он сам формирует. Специалист социальной сферы помогает клиенту в следующем:
– в повышении компетентности относительно окружающего его жизненного пространства, в обучении его «умениям жизнедеятельности»;
– в формировании более благоприятной окружающей среды через различные формы помощи.
Эта модель обеспечивает наиболее всеобъемлющую на сегодняшний день точку зрения на личность и окружающую среду как на интегрированные системы.
Ведение случая – важный компонент профессионального социального обслуживания. Метод социальной работы, при котором клиент (под которым понимается ребенок/родитель) помещается в центр внимания представителей всех служб, потенциально способных помочь в решении проблем в данной ситуации, вне зависимости от их (служб) подчинения и сферы деятельности.
В центре внимания всегда находятся потребности клиента, и любые решения должны приниматься, исходя из принципа наилучших интересов клиента.