05 марта 2021 в 13:03

Выдержала ли инфраструктура благотворительности испытание пандемией?

«Выдержала ли инфраструктура благотворительности испытание пандемией?» — на этот вопрос отвечали участники первого Форума благотворителей и меценатов, который прошел 2 марта в Москве.

Партнёрства, которые сложились, и которые следует формировать, доверие грантополучателям, содержательное волонтёрство – темы, которые обсудили представители НКО, частных и корпоративных донорских организаций, бизнеса и власти на пленарной сессии Forbes Congress.

Как Фонд Тимченко ответил на вызовы пандемии, опираясь на региональных партнёров, рассказала Ксения Франк, председатель Наблюдательного совета фонда. «Сложно спонтанно создать что-то новое, когда все привыкли работать и принимать решения, исходя из собственной логики. Одно из самых эффективных партнёрств – коалиция “Забота рядом” – сложилось потому, что основа для него создавалась годами».

Коалиция была создана вместе с Альянсом «Серебряный возраст» в конце марта для поиска и оказания помощи «невидимым» старшим. Первое, что сделал фонд – направил в регионы маски и антисептики, чтобы помощь самым уязвимым была безопасной. Участники коалиции вовлекали волонтёров, доставляли продуктовые наборы, помогали с решением бытовых задач, открывали онлайн-сервисы и линии психологической помощи, обменивались информацией и поддерживали друг друга.

«Забота рядом» помогла 90 тысячам пожилых людей по всей стране и выявила около 4800 «невидимых» старших, о которых не знали в службах соцзащиты. Коалиция продолжает работать и формировать систему заботы в ближайшем окружении. «Мы ещё раз убедились, насколько важно местное сообщество. Чтобы решить конкретную проблему, надо быть рядом с человеком».

Ксения Франк отметила, что пока не во всех регионах есть сильные НКО и предложила проанализировать сложившиеся в кризис партнёрства и «заготовить» новые.

Директор Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» Мария Черток отметила, что в России не возникло объединений доноров, которые стали эффективном антикризисным инструментом западной благотворительности. Но вместе с тем, именно 2020 год показал «палитру невероятных сближений» гражданского общества, некоммерческого сектора и бизнеса. Признанием работы НКО она назвала введение полезных, как краткосрочных, так и системных мер господдержки для сектора.

Благотворительный фонд Владимира Потанина в пандемию запустил три новых конкурса для НКО. Грантовые средства могли быть направлены на оплату аренды, выплату зарплаты и пополнение целевых капиталов, конкурсы предусматривали возможность перераспределения расходов. Такое доверие грантополучателям повысило их ответственность, поделилась директор фонда, Оксана Орачева. Она отметила, что частные доноры должны пользоваться возможностью действовать быстро, больше доверять своим благополучателям и быть гибкими, меняя условия по ходу изменения обстоятельств.

Фонд «Искусство, наука и спорт» продолжил работу в своей области – предложил партнёрам новые конкурсы и поддержку для запуска онлайн-проектов. Ведь меценатство, по словам директора фонда Фатимы Мухомеджан, это основа свободного творчества. Культура и искусство уязвимы, как любая другая сфера деятельности, и нарушение баланса приводит к нестабильности.

Александра Александрова, первый заместитель руководителя департамента труда и соцзащиты населения Москвы назвала ситуацию, с которой общество и власть столкнулись весной и осенью 2020 года, «идеальным штормом». «Обстоятельства такой силы, когда кажется, что сделать ничего невозможно». Она рассказала, что столичные власти создали аналитический центр, где изучали опыт других стран и рассматривали разные сценарии. Это помогло сдержать распространение инфекции в Москве. Выросла нагрузка и на соцзащиту: за один день количество нуждающихся в ней выросло со 128 тыс. до 2 млн. человек. Справиться с ситуацией помогли волонтёры – 1500 человек ежедневно помогали людям и ещё 5000 человек были в резерве.

Во второй части форума донорское сообщество обсуждало исследование «Конкурсы, отчёты, гранты: как улучшить отношения НКО и доноров?», которое представили фонды «КАФ» и «Все вместе».

В исследовании приняли участие 510 НКО. За последние три года большинство из них получали гранты от Фонда президентских грантов, частных фондов и региональных органов власти.

Организации отметили, что хотели бы получать финансирование проектов, которые длятся более полутора лет (77% респондентов), не только на проекты, но также на текущую деятельность (66%) и организационное развитие (63%).

Они назвали сложности работы с грантами: слишком много времени и усилий тратится на администрирование (50%), доноры требуют слишком много документов (40%).

Директор центра «Гарант» Марина Михайлова считает, что исследование станет толчком к диалогу между НКО и донорами. «Гарант» выступает оператором грантовых конкурсов, поэтому понимает, как требования доноров, так и сложности НКО. «Нужен диалог про то, как и куда мы вместе идём, какие есть сложности и как их можно преодолеть. НКО не всегда понимают, что у донора есть стратегическое видение и ему тоже кто-то выделил финансирование. Но гранты организуют потому, что тоже хотят, чтобы счастье наступило».

Оксана Орачева, директор Фонда Потанина рассказала, что общение с грантополучателями повышает эффективность конкурсов и даёт возможность донору не отрываться от того, что происходит на местах. «При этом совместная работа построена на двух главных для нас принципах – доверие и партнёрство», — отметила Оксана Орачева.

Генеральный директор Фонда Тимченко Мария Морозова отметила, что доноры и НКО не просто заинтересованы в диалоге, а «обречены» на него. «У Фонда Тимченко четыре стратегические программы, два пилотных проекта, сложные исследовательские задачи. В 2020 году мы реализовали 5 антикризисных проектов. Фонд работает по всей стране и поддерживает в год от 700 до 1000 проектов. Могла бы с этим справиться команда фонда – 27 человек?».

Она рассказала, что система мониторинга и оценки в фонде была создана для того, чтобы понимать, что системные изменения, наступающие в результате проектов, сохранятся и после прекращения их финансирования. В системе есть показатели разного уровня, и большинство из них можно получить, только взаимодействуя с благополучателями. «НКО не жертвы система мониторинга и оценки, а её часть. Мы не спускаем показатели сверху, а хотим создать систему, от которой выиграют все. Поэтому при любой возможности стараемся получать обратную связь, а, запуская конкурсы, привлекаем НКО к предпроектной работе. Из этого не следует что мы идеальный донор, нам есть, на чем работать», — сказала Мария Морозова.

Хотите быть в курсе всех новостей Фонда Тимченко?
Подпишитесь на рассылку

И раз в неделю мы будем отправлять вам новости фонда

Или подпишитесь на наш Телеграм-канал

Перейти на канал