В субботу завершился Петербургский международный экономический форум, который на протяжении 11 лет является знаковым событием для российской экономики. На форуме обсуждаются не только проблемы и вызовы, стоящие пред российской экономикой и обществом сегодня, но и те тренды, которые будут определять развитие страны в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Председатель наблюдательного совета Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, Ксения Франк, приняла участие в сессии фонда «Росконгресс» «Made in Russia. Создание национального бренда России» и сессии «Роль «третьего сектора» экономики в социально-экономическом развитии России».
На первой сессии были затронуты аспекты коммерциализации бренда России и создания добавленной стоимости продуктов и услуг с помощью знака «Сделано в России». Участники дискуссии, среди которых были министр промышленности и торговли, Денис Мантуров, генеральный директор АСИ, Светла Чупшева, губернатор Тульской области, Алексей Дюмин и др., согласились с тем, что у бренда России сложная структура, и состоит он из множества элементов, в том числе брендов региональных.
Ксения Франк обратила внимание участников дискуссии на то, бренд является не только инструментом продвижения и создания прибыли. «Бренд – это, в первую очередь, возможность для развития человеческого капитала. Если ты научишься продавать свой бренд, свое ремесло, то ты становишься более конкурентоспособным», – сказала председатель наблюдательного совета Фонда Тимченко.
Ксения Геннадиевна также отметила, что в малых городах и сёлах бренды могут рождаться из небольших проектов в сфере культуры, которые объединяют людей и формируют коллективную идентичность. «Любовь к малой родине является мощным стимулом для развития локального бренда», — подчеркнула Ксения Франк. Опыт Фонда Тимченко показывает, что культурные проекты в малых городах и сельской местности могут служить драйверами для развития этих территорий и для создания конкурентоспособных товаров и услуг в областном масштабе.
На сессии «Роль «третьего сектора» экономики в социально-экономическом развитии России» некоммерческие организации и общественные инициативы рассматривались в качестве ресурса для развития страны.
Ксения Франк отметила, что семейный фонд внутри «третьего сектора» играет особенную роль: с одной стороны, семейный фонд имеет большую свободу, поскольку не занимается поиском денег и убеждением доноров, с другой стороны, эффективность работы фонда во многом зависит от позиции учредителей. Внешняя оценка, экспертиза проектов и качественная обратная связь позволяют минимизировать управленческие риски. Данные механизмы уже успешно работают в Фонде Тимченко.
Главная задача фонда состоит в том, чтобы выработать или найти устойчивые модели развития, которые могут продолжить работать без поддержи фонда. «Даже когда есть оцифрованные доказательства социального эффекта, это еще не все. Мы обязательно должны «заразить» кого-то и передать эту модель кому-то», – резюмировала Ксения Франк.
В качестве решения задачи по поиску агентов изменений Ксения Франк предложила включать образовательную компоненту в программы поддержки, чтобы активные люди получали не только материальные возможности для воплощения своих идей в жизнь, но и необходимые для этого компетенции. Образовательные программы особенно актуальны в сельской местности, где у людей не хватает знаний и возможностей, чтобы превратить свою энергию в качественные и востребованные социальные услуги или продукты.