23 марта 2022 в 17:03

«Солидарные сообщества» в учебных заведениях

Фонд Тимченко начал реализацию второй части пилотного проекта «Солидарные сообщества» с проведения ряда онлайн-встреч с представителями учебных заведений в пяти регионах присутствия проекта.

Проект родился в 2021 году как ответ на вопрос, могут ли разные по интересам и ценностям группы жителей одной территории увидеть друг в друге поддержку, обмениваться ресурсами разного типа, воспринимать «чужие» проблемы как «свои», планировать и вести совместную деятельность по их решению, а также отстаивать интересы своей территории. Не последнюю роль в этом процессе, по мнению генерального директора Фонда Тимченко Марии Морозовой, могут играть образовательные организации — вузы, колледжи и техникумы. Помимо своих основных функций — обучающей и научно-исследовательской — местные образовательные организации все активнее развивают свою так называемую «третью миссию» — проактивное включение учреждения в процессы развития сообществ на территории. Это и помощь в решении социальных проблем, и развитие волонтерства, и работа с уязвимыми группами. Возможно, в ближайшем будущем именно вузы и поо станут образовательной и методической площадкой для местных сообществ, при этом делая это одним из своих ведущих социальных направлений работы.

— Мы знаем, какую важную роль играет объединение, обучение и экспертная поддержка для получения устойчивых результатов наших благополучателей. И, с учетом охвата наших программ, инфраструктура такой комплексной поддержки должна создаваться и усиливаться на местах. Если идеологически и информационно такими местными опорными точками становятся наши региональные партнёры, то образовательную составляющую мы все равно всегда формировали и развивали «из центра». Мне кажется, что в будущем местные вузы могут играть роль такого регионального ресурсного центра, который будет оказывать экспертную поддержку проектам и работать в тесной связке с региональными операторами, — считает Мария Морозова.

На серии круглых столов представители Фонда Тимченко и учебных заведений обсуждали варианты сотрудничества в рамках проектов и программ Фонда. Наибольший интерес к работе Фонда был со стороны средних специальных учебных заведений. Причем, как и предполагалось, большинство представителей этого учебного звена составляют люди из небольших поселений и районных центров: Вельск, Дальнегорск, Зюкайка, Кунгур, Лысьва, Городец, Арзамас.

По итогам встреч сложилось понимание «общих точек роста» — представители системы образования отметили те же проблемы своих малых территорий, что и активисты — отток населения, нехватка рабочих мест, скудный досуг молодежи, вопросы благоустройства территорий. Вместе с тем, именно вузы и ссузы проводят разнообразные активности на территориях своего присутствия, самые популярные среди них — развитие волонтёрства среди студентов, участие в экологических акциях и благоустройстве, проведение инициативных исследований. Реже, но в каждой из 5 областей, хотя бы раз упоминали участие в конкурсах Росмолодежи, WorldSkills и других. Также в каждом из регионов есть и уникальные практики: где-то преподают дисциплину «Основы волонтерской деятельности», где-то в колледж является неформальным центром оказания помощи пожилым и т.д.

Среди предложенных вариантов сотрудничества наибольший отклик вызвали интеллектуальное волонтёрство и проведение студенческих исследований на базе проектов благополучателей Фонда.

Хотите быть в курсе всех новостей Фонда Тимченко?
Подпишитесь на рассылку

И раз в неделю мы будем отправлять вам новости фонда

Или подпишитесь на наш Телеграм-канал

Перейти на канал