Развитие
19 июня 2023 в 13:06
17 июня, в молодёжный день Петербургского международного экономического форума, прошла сессия «Главный после родителей — наставник: создаём в России эффективный институт», на которой эксперты обсудили, насколько важную роль может играть наставник для ребёнка в современных реалиях.
«Год педагога и наставника нужен для того, чтобы мы создали некий фундамент, чтобы институт наставничества развивался. С одной стороны, это законодательство. Например, в Комитете Госдумы по молодёжной политике мы разработали законопроект о введении института наставничества на рабочем месте, — отметил модератор дискуссии Артём Метелев, председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по молодежной политике; Руководитель, ДОБРО.РФ. — С другой — это профстандарты, которые позволят регламентировать наставничество. Необходимо сообщество, наставников важно объединять. Сегодня не существует базы знаний и практик по наставничеству, их тоже необходимо создать».
На вопрос о том, как лучше развивать наставничество в России, ответил Сергей Рукшин, заместитель председателя Общественного совета при Министерстве просвещения Российской Федерации; профессор кафедры математического анализа, РГПУ им. А. И. Герцена; заместитель директора – руководитель Центра математического образования, ГБОУ «Президентский физико-математический лицей №239». По мнению эксперта, институт наставничества должен стать таким же системообразующим, как и институт образования. При этом сам наставник будет выполнять роль воспитателя, опираясь на государственную идеологию.
Михаил Начевский, начальник управления цифровой трансформации РЭУ имени Г. В. Плеханова, отметил ключевую роль старшего товарища для школьников и абитуриентов и важность создания сообщества наставников, которые помогут молодёжи раскрыть свои таланты.
Максим Древаль, генеральный директор Российского общества «Знание», сказал, что культура наставничества должна стать базовой социальной гигиеной, когда каждый будет служить нравственным ориентиром и примером для младших.
Отвечая на вопрос о том, что такое наставничество, Нонна Каграманян, вице-президент, руководитель исполнительного комитета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», сказала, что это в первую очередь передача знаний и профессиональных компетенций, которые могут различаться в зависимости от сектора.
Андрей Глазков, начальник управления по работе с персоналом ПАО «Татнефть», обратил внимание на то, что наставники нужны всем, а наставником не каждый может быть, поскольку речь идёт о передаче не только профессионального опыта, но и опыта коммуникации, рабочего поведения.
Антонина Приезжева, директор по управлению персоналом, АО «Газпром-Медиа Холдинг», рассказала о показательных результатах опроса внутри компании. На вопрос о том, нужны ли новым сотрудникам наставники, подавляющее большинство ответило утвердительно. При этом на вопрос о том, готовы ли вы лично уделать своё время наставничеству, 35% отвечают «нет». Спикер видит несколько причин такой ситуации: отсутствие мотивации и культуры наставничества, ограниченный временной ресурс руководителей.
«Если говорить о том, что Фонд Тимченко вкладывает в понятие наставника для детей и подростков, то это, конечно, про доверие, создание поддерживающей развивающей среды для ребёнка. И с другой стороны, это про формирование настоящей деятельной любви к своей большой и малой родине. Про способность взять на себя ответственность за неё. Это очень важно, потому что мы понимаем, что казённый патриотизм по разнарядке приводит прямо к противоположному результату», — сказала Мария Морозова, председатель наблюдательного совета, генеральный директор Фонда Тимченко.
Олег Леонов, депутат, заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, отметил важность наставников для института общественных организаций и добровольчества. Для волонтёра наставник выполняет роль «архитектора внутреннего мира человека».
Андрей Самотоин, исполнительный директор, заместитель координационного совета Всероссийского общественного движения наставников детей и молодежи «Наставники России», обратил внимание слушателей на то, что первые наставники ребёнка — родители. Поэтому начинать формирование института наставничества необходимо с семьи.
Завершая дискуссию, Дамир Фаттахов, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи, отметил, что фокус внимания смещён в сторону наставляемого, его будущего. Спикер предложил сформулировать, какую среду необходимо создать наставнику, чтобы он с удовольствием выполнял эту роль, какие инструменты мотивации необходимо подключить. В первую очередь речь идёт о повышении заработной платы, это привлечёт квалифицированных специалистов на работу в молодёжные центры и подростковые клубы.
Все выступления спикеров доступны в записи трансляции.