17 декабря 2021 в 13:12
Исследование охватило почти 25 тысяч детей в Республике Башкортостан, Ханты-мансийском автономном округе – Югре, Ленинградской, Тамбовской и Ульяновской областях. В них живет 2 млн детей – почти 7% всего детского населения страны.
Индекс разработал Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко вместе с РАНХиГС при поддержке Агентства стратегических инициатив и экспертного сообщества. Презентация результатов исследования прошла в Аналитическом центре при Правительстве РФ в формате круглого стола. Участие приняли представители Минпросвещения РФ, Рабочей группы при Координационном совете при Правительстве РФ по проведению Десятилетия детства и Комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей.
Помимо Фонда Тимченко, наработки по оценке детского благополучия представили МГППУ, МГУ имени М.В. Ломоносова, Тюменский госуниверситет, Общественная Палата РФ, а также эксперты из Израиля, Великобритании, Финляндии и Казахстана.
Участники рассмотрели разные методики и подходы, в том числе международный опыт, но всех объединяло понимание, что невозможно оценивать благополучие детей без них самих.
«Как мы видим развитие нашего Индекса детского благополучия? Во-первых, он должен перестать быть «нашим» и интегрироваться в оценку в сфере детства в России. Во-вторых, стать доступным для широкого круга людей. Есть специалисты, которые работают с детьми, органы власти и НКО, но родители и сами дети тоже должны иметь возможность пользоваться Индексом», – подчеркнула Ксения Франк, председатель Наблюдательного совета Фонда Тимченко, член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.
Прототип Индекса, предложенный Фондом, опирается на методологию ЮНИСЕФ и построен на опросе детей и родителей вкупе со статистическими данными. Это делает инструмент живым, объективным, системным помощником в оценке реального положения детей. Опираясь на показатели Индекса, органы власти смогут принимать более взвешенные и обоснованные решения при формировании социальной политики, а фонды и госучреждения – планировать, приоритезировать программы поддержки детей и семей с детьми, а также оценивать их эффективность.
Для пилотного исследования в каждом из пяти регионов детям 10-17 лет и взрослым, у которых есть дети этого возраста, предложили заполнить онлайн-анкеты. Всего собрали 53,5 тыс. полностью заполненных анкет, из них 24,7 тыс. детских. Мнение родителей учитывали для верификации.
Вопросы касались шести сфер (доменов) детского благополучия: образование, здоровье, материальное благополучие, безопасность, субъективное благополучие и самореализация, социальные отношения. А измеряемых показателей внутри доменов было 46.
Детей спрашивали, как к ним относятся семья и одноклассники, чувствуют ли они себя одинокими, выезжали ли за пределы региона, были ли в детском или спортивном лагере, имеют ли книги кроме учебников, – словом, о том, что бы помогло увидеть за цифрами ребенка. Задача Индекса не сравнить регионы друг с другом, а выявить наиболее уязвимые места в том, как дети видят мир и себя в нем, и помочь им с этим справиться.
Так, 92% детей отметили, что их любят и о них заботятся, 91% – регулярно проводят время с родителями и 89% доверяют людям, с которыми живут. 85% детей сообщили, что взрослые члены семьи к ним прислушиваются.
Однако с возрастом больше детей начинают хоть изредка, но чувствовать себя одинокими: 38% в 10 лет и 62% в 17 лет (при этом девочки почти в полтора раза чаще). Как это связано с усложнением отношений в семье, со сверстниками и обязанностями в школе, еще предстоит выяснить. Но взрослея, дети на 12% реже посещают дополнительные занятия и получают меньше удовольствия от учебы, хотя в среднем от 55% до 62% детей нравится учиться в школе и интересно на уроках. 65% детей не видели и не сталкивались с травлей в школе за последний месяц.
При этом своими успехами взрослые дети гордятся меньше: около 40% в 17 лет против 60% в 10 лет, в то время как родители, напротив, чаще считают, что у их детей есть достижения, которыми можно гордиться. Это повод поговорить с детьми, обсудить их успехи, похвалить, считают эксперты.
По мнению разработчиков Индекса, интересно дополнительно проанализировать, как выделенные показатели детского благополучия влияют друг на друга. Кроме того, сами дети сообщили в анкетах, что им хотелось бы раскрыть темы романтических отношений, музыкальных, кино-, игровых предпочтений, психологического самочувствия.
С учетом комментариев респондентов и профессионального сообщества Фонд Тимченко анонсировал продолжение дискуссии, корректировку вопросов и методологии, апробацию инструмента в других регионах в 2022/23 годах.
Новости по теме
Второй сезон киноальманаха «Люди дела» получил четыре фестивальных награды
28 октября
Итоги конкурса «Туда, где семья» 2025
24 октября
Начался приём заявок на закрытый конкурс Фонда Тимченко «Сила внимания 2.2»
23 октября в 14:00
Опубликованы «Практики помощи семьям с детьми в возрасте до 4 лет»
09 октября в 10:00
Собираем обратную связь о работе Фонда
29 сентября в 10:00
Открыт приём заявок на конкурс «Новые искатели» 2025
25 сентября в 14:00
Хотите быть в курсе всех новостей Фонда Тимченко?
Ваше обращение отправлено
В течение дня наш менеджер свяжется с вами по электронной почте