Основной механизм воздействия практики – подготовка и включение молодых людей в трудовую занятость с сохранением основных атрибутов трудовых отношений.
Для молодых людей с ментальными нарушениями создается среда, где атрибуты трудовых отношений представляются максимально наглядно в развернутом внешнем визуальном плане.
Правила трудовой дисциплины обсуждаются с благополучателями, молодые взрослые с ментальными ограничениями формулируют их простыми словами, объясняют, почему важно соблюдать эти правила. Сформулированные правила визуализируются в виде пиктографических изображений и простых слов (см. Приложение 7). Наглядный внешний план помогает удерживать правила во внутреннем плане, постепенно интериоризируя их. При нарушении правил трудового распорядка всегда можно вернуться к внешнему плану, закрепить их таким образом.
При заключении договора используется форма договора «на простом языке» (см. пример в Приложениях 6 и 8). Это позволяет донести до работника предмет договора, зафиксировать время и место заключения договора; кто является сторонами договора; какие обязанности возникают у работника и какие у работодателя. Зафиксировать свое согласие подписью. Важно, что благополучатели в наглядном плане получают регулятор своего поведение, на практике осознают важность документа и как фиксатора своих обязанностей, так и обязанностей возникших по отношению к нему.
Получение вознаграждения – важный атрибут в трудовых отношениях. Поскольку благополучатели (молодые люди) получают пенсию по инвалидности, связь между вознаграждением и трудом не всегда очевидная для них. Размер вознаграждения фиксируется в договоре и выплачивается, в соответствии с взятыми работодателем обязательствами. Регулярное получение вознаграждения за труд постепенно укрепляет связи между трудом и деньгами. В договоре гражданско-правового характера определяется размер налога на доход физических лиц в размере 13%, что наглядно отражено в документе.
Понятная среда создается также за счет использования оборудования, доступного человеку с ментальными нарушениями; обучающих материалов к нему, подготовленных с использованием правил «простого языка»; а также реализации модели «равный обучает равного», то есть закрепления за работником равного наставника из числа работников с ментальными нарушениями.
Помимо создания среды с наглядными атрибутами трудовых отношений и адаптированного трудового места, еще одним механизмом практики является последовательность включения молодого человека с ментальными ограничениями в труд: трудовые пробы=> временная занятость в виде стажировки=> постоянная занятость. Данная последовательность определяет постепенное усложнение трудовых отношений, что позволяет формировать трудовые компетенции в процессе итеративных движений с оценкой на каждом этапе, при необходимости возвращаться на предыдущий этап.