Семья и дети
01 февраля 2017 в 07:02
С 7 по 9 февраля 2017 года в Москве на базе Центра содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» — победителя Всероссийского конкурса проектов «Семейный фарватер» Фонда Тимченко — будет организована стажировочная площадка «Инструменты профилактики сиротства особого ребенка: работа с кровной и замещающей семьями». В рамках конкурса учреждение проведет семинар для 35 специалистов и приемных родителей из разных регионов России.
На три дня Центр содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» станет стажировочной площадкой для организаций-победителей Всероссийских конкурсов Фонда Тимченко «Семейный фарватер» и «Курс на семью», для профильных специалистов и приемных семей, объединенных темой социального сиротства детей в России. Эксперты по работе с особыми детьми, руководители социальных учреждений и социально-ориентированных НКО, приемные родители будут осваивать лучшие практики и обмениваться опытом.
Наличие апробированных методик и технологий, доказавших свою эффективность, было главным условием победы в конкурсе «Семейный фарватер». ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» уже несколько лет аккумулирует практические знания в сфере профилактики сиротства особых детей: на базе учреждения работают две опытно-экспериментальные площадки, Центр сотрудничает с ведущими московскими университетами, развивает диалог между родителями и профессиональным сообществом в рамках проекта «Куратор семьи для особого ребенка», активно делится наработками с коллегами.
Основная задача проводимого семинара — распространение апробированных методов эффективной работы с семьей особого ребенка, популяризация системного подхода к диагностике взаимодействия родителя и особого ребенка, обеспечение коллег из разных уголков страны «работающим» психологическим инструментарием для достижения устойчивых результатов и улучшения благополучия детей и семей.
Тема площадки крайне актуальна в современной России. Сегодня банк данных сирот состоит преимущественно из детей с нарушениями в развитии. Согласно статистике Министерства образования и науки РФ за 2015 год, без попечения родителей осталось 71156 детей, и 20950 из них — инвалиды. Всего на воспитание в замещающие семьи было передано 59355 сирот, только 1980 из которых составили дети с инвалидностью.[1]
К сожалению, даже кровные родители не всегда компетентны в специфике общения с такими детьми, а в случае помещения особого ребенка в приемную семью недостаток знаний влечет за собой огромный риск вторичного сиротства и возврата ребенка в социальное учреждение.
«Без участия профессионального сообщества невозможна психологическая поддержка семей с особыми детьми, включение родителей в процессы воспитания, обучение их стилям, приемам, правилам коммуникации и развития в соответствии с диагнозом и функциональными возможностями ребенка», — комментирует Ирина Шпитальская, директор Центра «Вера. Надежда. Любовь».
«С одной стороны, регионам часто недостает опыта в эффективном решении проблемы сиротства, особенно в области первичной профилактики и семейного устройства детей с ограниченными возможностями здоровья. С другой стороны, успешный локальный опыт часто не транслируется вовне, — делится Эльвира Гарифулина, руководитель программы «Семья и дети» Фонда Тимченко. — В рамках программы «Семья и дети» мы видим решение этой проблемы в развитии отраслевых ресурсных центров и стажировочных площадок, которые позволят распространить уникальные технологии, инструменты и практики на территории всей страны».
В первый день работы стажировочной площадки участники познакомятся с методом видеонаблюдения за спонтанной игрой в диаде «мать – особый ребенок», который является эффективным инструментом диагностики. Специалистам будут представлены последние зарубежные исследования и системы оценки взаимодействия родителя с ребенком, включая методы, адаптированные к российским реалиям. Работая в малых группах над анализом видеокейсов, участники получат практические навыки оценки и наблюдения. Во второй день в центре внимания окажутся взаимодействие специалиста и семьи в рамках модели «Куратор семьи особого ребенка» и доказательная база модели. Третий день будет посвящен интерактивным мастер-классам.
Результатом обучения станут знания, которые позволят не только работать с кровными семьями, но и подготовить тех, кто хочет стать замещающими родителями, к созданию максимально благоприятной атмосферы для развития ребенка и решению проблем, связанных с особенностями его здоровья.
«Когда есть поддержка, у родителей рождается надежда. Надежда на то, что ты не один и тебе помогут узнать о перспективах развития ребенка, что с тобой всегда рядом люди, владеющие многообразием научных подходов к проблеме родительства», — уверена Ирина Шпитальская.
Завершится мероприятие форсайт-сессией Фонда Тимченко «Время действий: старт 2017 года особого ребенка». В рамках сессии будут рассмотрены ключевые задачи текущего года и принят план действий по поддержке семей с особыми детьми.
Мероприятие пройдет при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко и Московского государственного психолого-педагогического университета.