Спецпроекты
26 декабря 2023 в 11:36
Круглый стол «Современные инструменты оценки детского благополучия. Результаты 2023 года» прошёл 20 декабря в НИУ «Высшая школа экономики». На нём Фонд Тимченко и НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» совместно с исследовательскими командами МГУ, РАНХиГС, МГППУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ представили свои инструменты оценки, а также результаты исследования по проекту «Индекс детского благополучия».
Количество участников составило 300 человек: 40 присутствовали очно и 260 присоединились онлайн. С приветственным словом выступили Мария Морозова, председатель наблюдательного совета, генеральный директор Фонда Тимченко, Лилия Овчарова, проректор НИУ ВШЭ, инициатор НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и Ахмед Бесланеев, заместитель начальника отдела стратегических программ в сфере защиты прав детей Минпросвещения России.
«Для всех нас приятная новость, что следующий год в России будет годом семьи. Такие инициативы стимулируют развитие программ, направленных на поддержку материнства, детства, семей с детьми. И что особенно важно — на исследования, разработку новых инструментов оценки как наших проблем, так и нашего прогресса», — отметила Лилия Овчарова.
Ахмед Бесланеев отметил, что детство — важнейший период развития и становления в жизни любого человека. Именно в детстве инвестиции в человеческий потенциал крайне важны, и чем раньше они происходят, тем выше их отдача.
Научные и экспертные публикации подтверждают, что благополучие — это многомерное и многоаспектное понятие. Какие именно измерения и аспекты должны быть учтены при его измерении, остаётся дискуссионным вопросом. Очень важно разработать инструментарий для оценки благополучия детей с учётом их мнения.
Цель круглого стола, организованного совместно научным центром мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» и Фондом Тимченко, — обсудить разные подходы к изучению и измерению детского благополучия в междисциплинарной перспективе.
«Сегодня мы видим прекрасный пример того, как личные исследовательские команды могут объединяться, чтобы договориться о едином подходе, общей методологии. Чтобы все наши усилия привели к понятному, полезному результату. Я говорю об исследовательских командах, которые вместе с Фондом Тимченко входят в консорциум по изучению детского благополучия: МГУ, РАНХиГС и МГППУ. Также очень приятно, что есть организации, которые рассматривают для себя возможность присоединиться к консорциуму. Это, конечно, “Высшая школа экономики” и СПбГУ», — сказала Мария Морозова.
Учёные представили подход, использованный при создании «Индекса детского благополучия» и системы его субиндексов, а также рассмотрели практический опыт его внедрения в пилотных регионах. За 3 года в опросах приняли участие 255 529 детей и 224 693 родителя в 11 регионах: Алтайский край, Республики Карелия и Башкортостан, ХМАО — Югра, Калининградская, Тамбовская, Ленинградская, Нижегородская, Рязанская, Тульская и Ульяновская области.
Ирина Калабихина, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, рассказала о том, как рассчитывается «Индекс детского благополучия» и почему особенно важно соотносить статистические данные с результатами опросов детей и родителей. Их несоответствие может указывать на наличие проблемы, которую не выявила официальная статистика.
Тем, как строится субъективная часть «Индекса детского благополучия» и проводятся опросы детей и родителей, поделилась Анна Ипатова, старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
Мария Нагерняк, заместитель проректора НИУ ВШЭ, директор Дирекции НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» в своём выступлении показала детское благополучие с позиции изучения структуры бюджетов детского времени, а также с позиции анализа структуры государственных расходов на материнство и детство.
Галина Семья, член Координационного совета при Правительстве РФ по проведению в РФ Десятилетия детства, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ, в своём выступлении рассказала о разработках МГППУ в области статистического и субъективного детского благополучия.
Майя Русакова, директор Ресурсного центра «Центр Социологических и интернет исследований СПбГУ, научный руководитель социологической клиники прикладных исследований СПбГУ, поделилась результатами исследования, направленного на изучение факторов, влияющих на благополучие подростков.
На круглом столе также был представлен портал для сбора данных на уровне конкретных школ — ИДБ.Школа. Директор школы, заведующий учебной частью или учитель из пилотного региона может самостоятельно зарегистрировать школу на портале, пройти онлайн-опрос и после набора минимально заданного количества анкет детей (10-17 лет) получить сводные анонимные результаты в виде таблиц и гистограмм. Их можно будет сравнить с ответами в муниципальном районе или регионе.
«Фонд Тимченко совместно с исследовательскими командами и членами консорциума ведет проект “Индекс детского благополучия” три года. И если год назад инструмент находился на этапе апробации, то сейчас можно с уверенностью заявить, что Индекс уже помогает узнать оценку благополучия конкретной школы, конкретного муниципалитета или региона в целом», — сказала Элина Илларионова, руководитель аналитической службы Фонда Тимченко.
Результатами практического применения «Индекса детского благополучия» поделились Людмила Домнич, директор Алтайского краевого центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Алина Шайхиева, руководитель проектной группы Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ и Рената Комлева, научный сотрудник государственного автономного научного учреждения «Институт стратегических исследований Республики Башкортостан».
Подробную информацию об «Индексе детского благополучия» можно прочитать на сайте.