Нужно ли выпускникам детских учреждений постинтернатное сопровождение? И, если да, каким оно может быть в России? «СиД» разбирался в этом вместе с представителями органов опеки, общественными деятелями, работниками НКО и самими детьми. 

Когда наступает зрелость?

По статистике Минпросвещения, по состоянию на конец 2020 года в России более 750 учреждений для детей-сирот, в которых воспитывается более 32 тысяч детей. Выходят ли они оттуда готовыми к жизни?

32 тысячи детей находятся в учреждениях для детей-сирот в России по статистике Минпросвещения

Практикующий психолог, сопровождающий психолог программы «Наставничество» БФ «В твоих руках» Евгения Шевченко подчеркивает: юридическая зрелость не равна личностной, психологической и социальной зрелости. Это отмечают не только психологи, но и исследователи физиологии мозга. Например, исследование об особенностях развития лобных долей и управляющих функций показывает, что скачок в структурном развитии мозга происходит в возрасте 16–19 лет, при этом существует значительная вариабельность развития управляющих функций, обусловленная окружением ребенка, мотивацией, культурной средой. В переводе на русский — даже физически наш мозг полностью созревает лишь после совершеннолетия.

Еще сложнее выпускникам детских домов. Из-за особенностей жизни в учреждении часто у них не сформированы необходимые бытовые жизненные навыки: управление финансами, самообучение, общение, установление личных границ. У них возникают трудности в построении личной жизни. По данным последнего исследования фонда «Дети наши», 60% из всех опрошенных респондентов-выпускников не имеют семьи и детей, а 7% воспитывают детей в одиночку.

Организация «Старшие братья старшие сестры» в своем еще не опубликованном исследовании, проведенном среди выпускников детдомов методом полуструктурированного интервью, выявила такие фундаментальные задачи выпускников, с которыми самостоятельно справиться не удается ни сразу после выпуска, ни по прошествии некоторого времени:

  • установление финансового благополучия
  • получение образования
  • профессиональное самоопределение и трудоустройство
  • получение и обустройство собственного жилья
  • встраивание в социум
  • получение навыков коммуникации
  • взаимодействие с официальными органами

Задачи, с которыми сталкиваются совершеннолетние выпускники детдомов, никогда ранее перед ними не ставились. Больше того, вчерашние детдомовцы могут даже не понимать, что такие задачи в принципе существуют.

Что ждет на выходе?

— Выпускники остро переживают одиночество. Раньше они были окружены большим количеством людей, — говорит куратор-психолог общественной организации «Старшие братья старшие сестры» Вероника Тардова.

— В нашем исследовании дети говорили: «Первое время трудно, потому что тихо». Осознаешь, что ты никому в этом мире больше не нужен. Раньше был воспитатель, теперь его нет.

Вчерашние дети сталкиваются с настоящим страхом. «(Сложно) свыкнуться, что ты одна живешь в квартире. Одиночество это было тяжело, там я привыкла, что вся группа с тобой, там в комнате по 2, 3, по 5 человек, а тут ты одна. Для меня это было страшно, да, первое время мне было очень страшно», — говорила одна из участниц исследования «Старших братьев старших сестер».

Осложняется все непростым психологическим багажом. Евгения Шевченко объясняет, что молодые взрослые с таким опытом отличаются тотальным недоверием или, наоборот, чрезмерным доверием к окружающим, отсутствием самоконтроля и адекватной самооценки, эмоциональной незрелостью, импульсивностью, неспособностью брать на себя ответственность и отказывать. Перед молодым человеком с множеством внутренних противоречий встает масса проблем, сложных даже для обычного взрослого.

В 2016 году в Минобрнауки (с 2018 года из него выделили Министерство просвещения, которое сейчас занимается вопросами детей, оставшихся без попечения родителей) заявили, что только около четверти выпускников из числа детей-сирот успешно адаптируются в обществе.

20 000

детей находятся в детских домах России по статистике Минпросвещения

Более актуальную цифру найти сложно: масштабных исследований на этот счет в последние годы не проводилось. По данным фонда «Дети наши», только около 40% выпускников детдомов выходят на связь с представителями организации и готовы рассказывать о своей судьбе.

Сопровождение по закону

Понятие постинтернатного сопровождения в России как вид госпомощи сиротам появилось в 2010–2011 годах. Такая поддержка в стране должна быть гарантирована выпускникам учреждений с 18 до 23 лет. Есть определение и для человека, осуществляющего такое сопровождение, — «постинтернатный воспитатель». Требования со стороны государства к нему не такие серьезные, как, например, к работнику органов опеки и попечительства — соискатель на должность «постинтернатного воспитателя» должен предоставить пакет документов, пройти специальную подготовку, заключить договор с организацией, предоставить автобиографию.

Сопровождение для выпускника детдома добровольно — он может заключить с социальными службами договор по личному заявлению. Как правило, это трехсторонний договор между получателем услуги, органами опеки и попечительства и организацией, которая эти услуги оказывает. Организация эта может быть разной — в зависимости от региона. Где-то — Координационный центр по адаптации детей-сирот, где-то — Центр социального обслуживания, где-то — Центр помощи семье и детям. Должен быть составлен индивидуальный план сопровождения, а осуществлять сопровождение могут в том числе специалисты разного профиля: педагог-психолог, специалист по социальной работе, юрисконсульт и т. д.

План составляется исходя из уровня социализации и готовности выпускника к самостоятельной жизни. Как правило, выделяют три типа индивидуальных программ — «адаптационный» для почти готовых к жизни выпускников; «базисный» для тех, кого нужно интенсивно сопровождать; «кризисный» — для выпускников с нарушениями в психическом или физическом развитии.

Примерные планы, программы, порядок сопровождения каждый регион прописывает сам. Кроме ряда федеральных законов, правовым основанием постинтернатного сопровождения являются принимаемые на региональном уровне нормативные акты. В столице, например, еще в 2010 году был принят закон «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», который и ввел понятие постинтернатного воспитания и должность постинтернатного воспитателя.

Отдельно стоит отметить, что в пункте 59 приложения к постановлению Правительства России № 481 от 24 мая 2014 года говорится в том числе о возможности взаимодействия организаций для детей-сирот с НКО и волонтерами для «обеспечения сопровождения детей…, развития и социальной адаптации детей, подготовки к самостоятельной жизни и оказания детям юридической помощи», что открывает возможность для работы НКО в постинтернатном сопровождении и наставничестве.

Как работает государство?

В Министерстве просвещения указывают, что программы постинтернатного сопровождения работают почти во всех регионах страны, в 52 субъектах работает сеть ресурсных координационных центров для специалистов, которые занимаются вопросами социальной адаптации. Также в субъектах РФ широко распространены практики индивидуального наставничества в социальной сфере, корпоративного наставничества (помощь в социальной адаптации через профессиональное самоопределение), наставничества на рабочем месте.

Более того, сейчас Минпросвещения совместно с другими федеральными органами разрабатывает законопроект, который должен вывести работу по постинтернатному сопровождению на более системный масштабный уровень — предлагается в том числе распространить уже имеющиеся лучшие региональные практики.

Постинтернатное сопровождение в исполнении государства добровольно — это сразу несколько проектов, которые реализуются параллельно. Так, в Омской области оборудованы пять тренировочных квартир при детдомах. После выпуска совершеннолетним предлагают несколько проектов: например, они могут получить навыки ведения бизнеса; с ними проводят образовательный модуль «Навстречу взрослой жизни», где различные ведомства и госучреждения рассказывают о проблемах, с которыми можно столкнуться за пределами детдома. Также проводится индивидуальное консультирование выпускников, специалисты посещают их по месту жительства, информируют их о возможных льготах и мерах поддержки.

КАКИЕ ВИДЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ БЫВАЮТ?

  1. Индивидуальное: каждым ребенком занимается один человек:
  • Куратор
    Специалист, который «ведет» ребенка в новой жизни. Может оказывать юридическую, психологическую поддержку, помогать в социальной адаптации.
    Пример: Программа «Мое завтра» АНО «Родительский центр «Подсолнух». Психологическое постинтернатное сопровождение — за каждым из воспитанников закрепляется представитель. Помощь можно получать до 35 лет. В «Подсолнухе» исходят из того, что каждый выпускник нуждается в такой помощи, поэтому кураторы приходят в детские дома и еще там стараются заинтересовать воспитанников в получении такого вида помощи.
  • Наставник
    Становится более близким человеком для выпускника детдома, чем куратор.
    Пример: Общественная организация «Старшие братья старшие сестры». Наставник здесь призван стать именно старшим братом — очень близким человеком, который сможет сходить с подопечным в кино и обсудить переживания, разделить радость. Этот человек становится «своим взрослым» для выпускника детдома. «Наставник в этой ситуации не имеет специфической подготовки в юридической теме, — объясняет куратор-психолог организации Вероника Тардова. — Это друг, который дает поддержку и больше тепла».
  • Мастер
    По аналогии с отношениями подмастерья и мастера в ремесленных мастерских. Речь идет о наставничестве на предприятиях, в организациях, куда трудоустраиваются выпускники или куда они идут учиться. Это старший товарищ, который вводит выпускника детдома в мир работы/учебы.
    Пример: Фонд поддержки семьи и детей «Хранители детства» помогает подросткам-сиротам, детям из приемных и кризисных семей из 19 регионов России сделать осознанный выбор профессии и выстроить план профессионального развития при поддержке наставников. Подростки, начиная с 14 лет, получают возможность пройти стажировку или практику в различных международных и российских компаниях под руководством корпоративных наставников, которые проходят специальное обучение. В программе участвуют такие компании-партнеры, как Мегафон, Ланит, EY, Lenovo, House, Burger King и др.
  1. Групповой: помощь оказывается не индивидуально, а в группе
  • Равный равному
    Клубы выпускников, в которых они помогают друг другу в социальной адаптации, находясь при этом под присмотром какой-либо организации.
    Пример: В проекте государственного Центра социальной помощи семье и детям Пушкинского района «АИСТ» (Санкт-Петербург) «Как научиться просто жить» выпускники детдомов знакомятся с уже адаптировавшимися в жизни ровесниками. Они проводят встречи в самих детских учреждениях, в «социальных гостиных» центра «АИСТ», в квартирах участников клубного актива. Актив группы разъясняет участникам порядок получения жилья, объясняет, какие документы потребуются для этого, как разобраться в форме договора найма, обсуждают и решают бытовые вопросы. Рассказывают, как организовать самостоятельную жизнь.
  • Центр сопровождения
    Специалисты закрепляются не за конкретным ребенком, а за направлением работы, при этом услуги оказываются стационарно.
    Пример: Программа «Центр взросления» самарской общественной организации «Домик детства». «По факту это частный дом с участком, куда ребята приходят по необходимости, не по расписанию, — рассказал директор «Домика» Антон Рубин. — Кто-то проводит время, кто-то решает проблему, кто-то чему-то учится. У нас есть швейная и столярная мастерские, проходят кулинарные мастер-классы, есть приусадебный участок, где они сами выращивают овощи и фрукты, есть групповые и индивидуальные психологические занятия».

Примечание: Классификация разработана авторами СиД при поддержке фонда «Расправь крылья». 

В фонде «Расправь крылья» отмечают: классифицировать постинтернатное сопровождение можно и по другим основаниям. Например, можно разделять виды помощи по порядку ее оказания: заявительный, выявительный или мониторинговый; можно разделить по взаимоотношениям куратора с подопечным — становится ли он равным или выступает в качестве специалиста.

У фонда есть внутренняя классификация видов постинтернатного сопровождения, которую назвали «модели социальной адаптации». В ней учтены разные критерии: возраст выпускника; характер его занятости; срочность оказания социальной помощи; количество проблем, решаемых в рамках модели, — тут их, например, разделяют на комплексные и специализированные (узконаправленные); по характеристике основного процесса социальной адаптации, на который ориентирована модель: формирование, предупреждение, компенсация, поддержка, сопровождение.

Как организовано постинтернатное сопровождение за рубежом?

«Старшие братья старшие сестры» — пример организации, которая пользуется международным опытом сопровождаемого взросления. Программе Big Brother Big Sister уже больше ста лет, зародилась она в начале ХХ века в Северной Америке, когда судебный клерк понял, что трудным подросткам будет легче выйти на правильную жизненную траекторию, если у них будет человек, заменяющий ему старшего брата или сестру.

Сейчас программа действует во многих странах мира, но стоит понимать, что есть существенные отличия: если в российской действительности она направлена на работу с выпускниками детдомов, то во многих зарубежных странах — на работу с детьми, которые преступили закон, которые выросли в приемных семьях и т. д.

В Израиле тоже есть интернаты, которые, как и в России, разделены между министерствами просвещения и социальных услуг.

— Мы были одной из первых некоммерческой организаций, которая занялась постинтернатным сопровождением в 2000 году, за нами появилось еще несколько, — рассказал руководитель программ развития и подготовки кадров некоммерческой организации Lamerhav Натан Гельман. — Государственное сопровождение появилось только в 2015 году: были объявлены две программы по линиям министерства просвещения и министерства социальных услуг. Это произошло благодаря инициативе снизу.

В Израиле государственное постинтернатное сопровождение ведется от 18 до 25 лет, НКО предлагают услуги до 30 лет. Обычно с ребенком начинают общаться за год до окончания школы — и готовят его к выходу не на работу, а в армию: в Израиле она обязательна для всех. Одна из главных задач как для государственного сопровождения, так и для негосударственного, — помочь юношам и девушкам попасть в армию и достойно там отслужить.

— Это еще один важный институт социализации в стране, — говорит Гельман. — Более того, таких льгот у сирот в Израиле, как в России, нет: квартиру, например, такому ребенку не дают. Гораздо больше льгот в армии.

Постинтернатное сопровождение, считает Гельман, нужно для всех, но организация, по сути, отбирает детей, которым будут оказываться услуги: из всех будущих выпускников, с которыми начинают работать, организация выбирает тех, кто будет продолжать с ними контакт. Человек, который получает услугу постинтернатного сопровождения в Lamerhav, часто имеет сразу двух менторов: профессионала и волонтера. Они разделяют свой труд: например, есть тот, кто специализируется на экономических услугах, и есть тот, кто в большей степени выполняет функцию наставника. По словам Гельмана, встречи с подопечными носят регулярный характер: примерно два раза в неделю.

— И первые год-два для нас задача — выяснить, чего наш подопечный хочет, — говорит Гельман.

— Понять, что хочет человек, который никогда ничего не хотел, очень сложно и важно.

В этом понимание специалистов сходится и в Израиле, и в России.

Авторы: Сергей Гурьянов, Елена Максимова, Ирина Аргинская

Другие статьи номера
«Журнал «СиД» №3 (15), Сентябрь 2021 года. Трудно, когда тихо Сентябрь 2023
Трудно, когда тихо
Зачем нужно постинтернатное сопровождение в России?
«Журнал «СиД» №3 (15), Сентябрь 2021 года. Трудно, когда тихо Сентябрь 2023
Хотите быть в курсе всех новостей Фонда Тимченко?
Подпишитесь на рассылку

И раз в неделю мы будем отправлять вам новости фонда

Или подпишитесь на наш Телеграм-канал

Перейти на канал